Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…».
Царю Небесный: молитва Тому, Кто утешает
Молитва «Царю Небесный» — это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо — чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Сошествие Святого Духа. Рукописное Евангелии сирийского монаха Рабулы.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В понедельник, в День Святого Духа, я говорил вам о молитве [1] , которую мы с праздника Пятидесятницы ежедневно и многократно повторяем в нашем постоянном молитвенном обращении к Богу, о молитве «Царю Небесный». О том, какое значение и содержание имеют слова «Царю Небесный». Еще в прошлом году я говорил вам также о значении слова «Утешителю» — обращения из этой молитвы к Духу Святому.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша. Краткая, точная и исчерпывающая формулировка учения Церкви о Святом Духе находится в известной с детства всем нам молитве «Царю Небесный». Эта молитва, в значительной своей части изложенная словами Самого Господа Иисуса Христа, заключает в себе все, что мы знаем о Духе Божием, и чего мы можем просить у Него. Именуется «Утешителем», по Его значению в нашей духовной жизни, тем именем, какое дано Ему Иисусом Христом; именуется «Духом истины», каковым Его тоже назвал Сын Божий, т. Называя такими именами Духа Божия, мы просим у Него не помощи и успеха во внешних делах и предприятиях наших, а внутреннего в нас пребывания, просим, чтобы Он «пришел и вселился в нас» и очистил нас от всякой духовной скверны, и этим «спас души наши».